Что такое Кадетский Корпус. Г. Гуторович»
 sib_k (24K)
Из журнала "Кадетская перекличка" № 14 1975г.

Магнитные бури
нашего Отечества


Что такое Кадетский Корпус

Г. Гуторович   



   Также смотрите на сайте L3:

HOME L3

    КАДЕТЫ, БЕЛОЕ ДЕЛО

Воспоминания А.Г. Лермонтова
А также разделы сайта:
Старый Физтех
Деревня Сомино
Раскулаченные
полярные сияния
   Назад на стр.
    -КАДЕТЫ-
   
Что такое Кадетский Корпус

На 3-ем Кадетском Съезде в Нью- Йорке было решено ознакомить молодежь с тем, что же такое были Кадетские Корпуса? Насколько правильно и хорошо было поставлен воспитание Кадет в Корпусах, если наше кадетское братство просуществовав пол века и, пережив войну и 4 года оккупации, которые раскололи всю русскую эмиграцию, продолжает оставаться одной семьей, тесно сплоченной чувством кадетского товарищества и дружбы.
Постараюсь сделать это возможно короче и яснее, чтобы понятие о Кадетских Корпусах и Кадетах осталось для будущих поколений. Даже в России далеко не все имели предотавление о воспитании Кадет. Все видели на улицах мальчиков, одетых в военную форму и «козырявших» офицерам, видели также подтянутых юношей, кадет строевой роты, со штыками в кожаных ножнах на поясе или с шашками, видели их танцующих на всех балах и имевших большой успех у гимназисток и особенно у институток, что вполне понятно, т. к. институтки — это те же кадеты но только в юбке!

Зарождение Кадетских Корпусов началось в России по почину Петра 1-го. Будучи еще мальчиком Петр Великий создал полки из «потешных», которые явились основой будущей Императорской Армии. В зрелом возрасте Царь сознал, что для создаваемых Им Армии и Флота необходимо иметь знающих и опытных начальников и командиров. В 1701 г. Петр Великий основал в Москве «Школу Математических и Навигационных Наук», ставшей впоследствии Морским Корпусом и в 1712 г. был основан 2-ой Кадетский Корпус.

С тех пор в России были основаны 30 пехотных Кадетских Корпусов, из которых самый молодой — Иркутский в 1913 году. Конечно, на протяжении 2-х веков жизнь, образование и воспитание Кадет менялись. Менялись методы воспитания и образования, расширялись программы учебная, строевая и физической подготовки. Были реформы и неудачные, как например, «милютинская», по которой Корпуса были переименованы в «военные гимназии, а роты — в «возрасты», с преобладающим классическим образованием во вред военному воспитанию и воинскому духу. К счастью, эта реформа была отменена в 1882 г. и Корпуса дали Русской Императорской Армии офицеров самоотверженных, верных и преданных своей Родине!

Кадетские Корпуса были средне-учебные заведения с интернатом в 500-600 кадет, с 7-ми классным образованием, соответствующим курсу реального училища, т. е. без «мертвых языков» — латыни и греческого, в противоположность гимназиям; с военной дисциплиной и воспитанием, подготовлявших с детства кадры будущих офицеров.
В Корпус принимали по конкурсу вступительных экзаменов мальчиков, прошедших медицинский осмотр, в возрасте с 9 лет. Большинство были сыновья офицеров и содержались на счет казны. В Корпусах были «Дворянские Стипендии» и также Кадеты «своекоштные», т. е. платившие. Для дочерей офицеров существовали «Институты благородных Девиц», как и для сыновей и дочерей священников — семинарии и епархиальные Училища.
Оценка знаний велась по 12-ти балльной системе и 5-ка была отметкой неудовлетворительной.

С 1913 года, по случаю 300 летия Дома Романовых, Корпуса перестали быть привиллегированными заведениями и стали всесословными. Кадетам прививалось понятие о чести мундира и погон, которые они носили — «Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая родство с великой воинской семьей, гордися ей принадлежать душой».... говорит Августейший поэт К. Р. — Великий Князь Константин Константинович в своем «Сонете» Кадету. Ввиде самого строгого наказания, перед строем, срезали погоны и ставили на левый фланг.
Кадетам внушалась безграничная любовь к Родине — «Завидна смерть за честь Родного Края»... говорит поэт К. Р. в том же Сонете, верность России и Царю — «святым огнем горя, стать головой за Русь и за Царя»... продолжает Августейший Поэт, преданность Полку.
«Наш Полк! Заветное, чарующее олово для тех, кто смолоду и всей душой в отрою»... и его Знамени — «О Знамя ветхое, краса Полка родного»... говорит Поэт К. Р. в своем стихотворении «Наш Полк». (см.)

Воспитание Кадет было поручено офицерам, из которых некоторые кончали специальные курсы. При Корпусе была своя церковь и Престольный Праздник был днем корпусного Праздника. Обыкновенно в этот день, кроме длинной литургии с архиерейским служением, был хороший обед, во время которого играл оркестр, как и по «Царским Дням», т. е. праздникам Императорской Фамилии, а вечером давался большой бал. Лестницы, корридоры, ротные залы и классы были так украшены, что маленькие кадеты их не узнавали.
В парадном зале были танцы «для взорслых», которыми дирижировали старшие кадеты, младшие танцевали в одном из ротных зал и, главным образом, интересовались многочисленными буфетами с прохладительными напитками и сладостями...
Приглашения на бал были строго именные и число желающих получить приглашения было огромное. В провинциальных городах кадетский бал был целым событием...

Кроме Кадет, которые ходили ко всенощной и обедне, корпусную церковь посещали офицеры — воспитатели и преподавтели с семьями, а также родные кадет. Великим постом Кадеты постились, говели, исповедывались и причащались.
На двух клиросах пел прекрасный кадетский хор. В церкви же сохранялись Корпусные Знамена.

В 1838 году Император Николай 1-ый приказал повесить на стенах церквей черные доски, на которых записывались фамилии офицеров, бывших кадет окончивших их родной Корпус и место, где они пали смертью храбрых. В этом же году впервые пелась песня Дворянского Полка, которая и до сих пор исполняется Кадетами в некоторых случаях.
(Хор Спасского поет: «Братья вое в одно моленье...»).
При Корпусе была канцелярия, обслуживаемая военными писарями. В особом здании, примыкавшем к Корпусу, помещался лазарет с отделением для заразных больных и зубоврачебный кабинет, вое это обслуживалось корпусным врачебным персоналом. Каждое утро во всех ротах производилось амбулаторное лечение, а больные направлялись в лазарет. Перед первым уроком, по предписанию доктора, «слабосильным» выдавались котлеты и молоко, что составляло предмет зависти всех кадет с хорошим здоровием и здоровым аппетитом...

В Корпусе было хозяйственное самообслуживание — имелись: своя хлебо-пекарня и кондитерская, квасоварня, прачешная, баня, обмундировочная, бельевая, сапожная. Кроме того в каждой роте были свои цейхгаузы, с полными комплектами парадного обмундирования и белья. Также менялись носовые платки, разорванные сапоги и рубахи.
При Корпусе была библиотека и гимнастический зал со всеми снарядами. Гимнастика, поощрялась, и в двух старших ротах были параллельные брусья, наклонная лестница и канаты, на которых Кадеты могли упражняться в свободное время. Кроме мастерских слесарной и столярной, при Корпусе были классы: ручного труда, музыкальный, рисования, физики и естественной истории. В Корпусе преподавали француз., немецкий или англ. языки.

Кроме большого общего «сводного» зала, где происходили парады и давались концерты, в каждой роте был собственный зал с большой иконой с неугасимой лампадкой, перед которой читались молитвы утром и вечером, и день праздника Святого этой иконы был днем Ротного Праздника. В ротных залах Кадеты играли на переменах между уроками, в них давались уроки танцев и пенля, в плохую погоду производилось строевое учение.
В хорошую погоду Кадеты обучались строю на лужайке ротного сада или на огромном плацу, на котором находилась футбольная площадка и высокая горка, с которой зимой катались на салазках, а для любителей бега на коньках залипали большой каток.

За городом, обыкновенно в лесу и на берегу реки, был кадетский лагерь — в нем проводили летние каникулы Кадеты, которые по каким- либо причинам оставались в Корпусе.

Корпус был разбит на 4 роты по 2-3 класса, состоявшие из 2-3 отделений в каждом. 1-ая Рота, 6 и 7-ой классы была строевая — она строилась по общему ранжиру, а не по классным отделениям; из Кадет 7-го класса, выпускного, производились: вице-фельдфебель, вице-унтер- офицеры и назначался знаменщик. Кадеты 1ой роты имели винтовки и иногда принимали участие в парадах городского гарнизона с Корпусным Знаменем и отличным сводным духовым оркестром.
Последние годы в каждой роте был свой духовой оркестр. Кроме того в Корпусе был очень хороший струнный оркестр и преподавалась игра на всех музыкальных инструментах. Помимо упражнений на гимнастических снарядах и вольных движений под музыку, Кадеты бегали на коньках и лыжах, плавали и играли в футбол. 1-ая рота обучалась фехтованию и стрельбе из винтовок, для чего ходила в свой корпусной тир. В то время легкая атлетика не была так развита, как теперь.

Во ВСЕХ Корпусах существовали Обще-Кадетские традиции, а в некоторых были приняты также традиции Кавалерийских Училищ. В каждом Корпусе существовала «Звериада». Это был богато отделанный и украшенный альбом, в котором в начале были стихи общие для всех Корпусов, касающиеся их основания, а затем прощание выпускных Кадет со «Зверями», т. е. Офицерами-воспитателями и Преподавателями, отмечая их слабости... «Звериада» хранилась у Кадет 7-го класса, и по окончании ими Корпуса, торжественно передавалась следующему выпуску, который выписывал несколько стихов... «Звериада» почиталась Кадетами, как святыня!

По окончании 7-го класса, в зависимости от среднего балла аттестата, кадеты разбирали предоставленные Военными Училищами вакансии.
Фамилия Кадета, окончившего первым Корпус, записывалась золотыми буквами на белой мраморной доске на стене Сводного Зала. Курсы в Воен. Училищах длились 2-3 года, по прошествии которых юнкера производились в первый офицерский чин и после строгого разбора вакансий в Частях Российской Императорской Армии, молодые Офицеры разъезжались по всему необъятному простору нашей Родины...

Сильно было развито среди Кадет чувство ТОВАРИЩЕСТВА — «один за всех, все за одного»«сам погибай, а товарища выручай»!.. Ябеды и доносчики наказывались строго самими Кадетами: провинившихся «сажали на красное положение», т. е. никто с ними не разговаривал и чаще всего, они должны были уйти из Корпуса.
Чувство товарищества ставилось выше чувства дружбы, но уступало долгу по службе. С 1913 г. на стенах Корпусов и Военных Училищ были вывешены 12 Заповедей Товарищества. Суровое воспитание с телесными наказаниями — это дело далекого прошлого.

Теперь несколько слов о внутреннем распорядке жизни в Корпусах:
подъем давался барабаном или трубой в 5 ч. 45 м.
— первая «повестка» для дежурных Кадет, в 6 ч.
— вторая для всех Кадет.
По праздникам подъем был на час позже. Умывание, чистка оапог, одевание, построение, молитва — и роты шли строем в огромную столовую на утренний чай. Возвращались тоже строем по своим ротам и начинались утренние занятия для повторения заданных уроков. Затем 3 урока с переменами и Кадеты шли в столовую на завтрак, где всем Корпусом пелись молитвы: «Очи всех на Тя Господи уповают»... и «Благодарим Тебя»... После завтрака кадеты шли на прогулку или в ротные сады или на большой плац и по сигналу шли в классы, где было еще 3 урока.
Обед — тоже, что и завтрак, но из 3-х блюд, которые подавались по сигналу трубача. Столы были на 10 Кадет и один старший, который раздавал пищу, и обслуживались многочисленными «дядьками», в большинстве пожилыми солдатами. Дежурные по ротам офицеры- воспитатели столовались с Кадетами, но сидели за отдельными столиками. Стол был простой и достаточный. Кадеты особенно любили котлеты и теперь многие говорят, что после окончания Корпуса никогда не ели таких вкусных котлет! Молодость и хороший аппетит! После обеда прогулка и свободное время.

Вечером занятия по классам для приготовления уроков, всегда в присутствии офицера-воспитателя. Ужин, молитва в ротном зале и в младших ротах в огромных спальнях, приблизительно на 150 Кадет, гасили освещение и горели лишь синие ночники. Старшие Кадеты ложились спать позже.

Кадеты по праздничным дням ходили в отпуск с ночевкой к родителям и родственникам, а кроме того отпускались в город после завтрака и до ужина. Один раз в неделю был приемный день в Корпусе и, после обеда, в зале сидел старший Кадет, который записывал посетителей и посылал солдат за Кадетами в соответствующие роты.
Все полученные, как и привезенные из отпуска, сладости должны были делиться между Кадетами. Воспитатели следили за этим.

В 1900 году Главным Начальником Военно-Учебных Заведений назначается Великий Князь Константин Константинович, Августейший поэт К. Р., высоко образованный, просвещенный и культурный человек, либеральных взглядов, создавший «Измайловские Досуга» в бытность командиром л.-Гв. Измайловского Полка, автор трагедии «Царь Иудейский», а главное, любивший и понимавший Кадет! Он являлся духовным Отцом всех Кадет и они Его обожали. За время своих пребываяий в Корпусах, Он проводил все время о Кадетами, буквально покоряя сердца мальчиков и юношей, которые разговаривали с Великим Князем совершенно свободно об их корпусной и семейной жизни, что способствовало укреплению чувства преданности Монархии.
После каждого посещения Корпуса Великий Князь давал Кадетам 3 дня отпуска. Кроме постоянных забот о своих Кадетах, Вел. Князь провел значительные реформы и замены кадров воспитателей и преподавателей более либеральными и компетентными.

Теперь несколько слов о судьбе Российских Императорских Корпусов. Всюду в России, где большевики захватили власть, они обезоружили Кадет, забрав в Корпусах однозарядные «берданки», которые в начале войны заменили 5-ти зарядные трех линейные винтовки, отосланные на фронт. В 1918 г. Корпуса были закрыты, но восстанавливались в областях, освобожденных от советской власти, которую Кадеты не приняли и, независимо от возраста, стали вступать в ряды Белой Армии и вписали кровью славные страницы в историю Гражданской Войны.
О самоотверженности и храбрости этих мальчиков и юношей говорится в воспоминаниях Вождей Добровольческой Армии, а я только добавлю, что Кадеты выполнили свой долг перед Родиной и вполне оправдали полученное воспитание, которое их готовило на защиту Родины как от врага внешнего, так и от врага внутреннего. В своем Сонете «Кадету» Августейший поэт К. Р. говорит: ...«Ты не один, орлиная вы стая, настанет день и крылья расправляя, готовые пожертвовать собой, отважно ринетесь вы в смертный бой...» и Кадеты, с еще «не расправленными крыльями», показали что такое любовь к Родине и сознание Долга перед Ней! Для многих они послужили примером и увы! для многих — живым укором!..

Кроме Кадет, покинувших Россию с частями Русской Армии, в которых они сражались, была проведена эвакуация нескольких сохранившихся Корпусов, образовавших 3 Кадетских Корпуса За Рубежом в братском Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, — Югославии. Одесский Вел. Кн. Константина Константиновича Кадетский Корпус, принявший 2-ую Роту Полоцкого Кад. Корпуса во время Вел. Войны и в Декабре 1919 года Владимирский Киевский Корпус, 7-го Февр. 1920 г. (даты по новому стилю) был эвакуирован в Королевство С.Х.С., где приказом Военного Агента в Белграде, сформировался: «Сводный Кадетский Корпус», который в течение 1920 года 3 раза менял свое название, а 6-го Декабря 1929 года Король Александр пожаловал Корпусу Шефство Великого Князя Константина Константиновича и Корпус стал окончательно именоваться: «1-ый Русский Великого Князя Константина Константиновича Кадетский Корпус». Корпус получил два спасенных знамени: Полоцкого и Симбирского Кадетских Корпусов и последнее было Запрестольным образом в алтаре.

17-го Декабря 1919 года Петровско-Полтавский Корпус был эвакуирован во Владикавказский Корпус и впоследствии стал называться: «Сводный Петровско-Владикавказский Кадетский Корпус». 22-го Октября 1920 г. Главнокомандующий Русской Армией ген. бар. П. Н. Врангель отдал приказ о наименовании его «Крымским Кадетским Корпусом» и в ночь на 14-е Ноября он покинул Россию, а в Декабре он прибыл в Королевство С.Х.С.

3-ий Корпус, принятый Королевством Югославией, был Донской Императора Александра III Кадетский Корпус. Вот эти 3 Корпуса дали образоваяие и воспитание многочисленной русской молодежи, за границей, которая позже показала себя достойной духа и традиций своих родных гнезд!
В Октябре 1925 года были эвакуированы с Дальнего Востока 1-ый Сибирский Императора Александра 1-го и Хабаровский графа Муравьева-Амурского Кадетские Корпуса и Кадеты были приняты 1-м Русским и Донским Корпусами. Таким образом в 3-х Зарубежных Корпусах сохранилась история 8 Корпусов: Сибирского, Полтавского, Донского, Киевского, Одесского, Хабаровского, Полоцкого и Владикавказского, а также незыблемые Заветы 30 Российских Императорских Кадетских Корпусов.
Прошло много лет с тех пор, как кадетом 6-го класса я покинул мой родной Воронежский Великого Князя Михаила Павловича Кадетский Корпус, жизнь в котором я описал в моем докладе. Возможно, что не вое соответствует жизни Кадет в других Корпусах, м. б. забыл что-нибудь, но вое это составлялось по памяти, которая начинает слабеть, да и время мне не позволяет входить в некоторые описания подробностей кадетской жизни, но, надеюсь, что все вышеизложенное дает понятие о том, ЧТО ТАКОЕ БЫЛИ КАДЕТСКИЕ КОРПУСА!..


Теперь вкратце о деятельности нашего Объединения за 50 лет его существования в Бельгии. 0-ие быв. Кадет Русского Кадетского Корпуса в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев и с Декабря 1929 г. — 1-го Русского Великого Князя Константина Константиновича Кадетского Корпуса, было основано 25 Октября 1925 г. несколькими б. Кадетами — студентами Лувенекого Университета. В основу Устава 0-ва были взяты следующие положения:
девиз — «Помните чье Имя носите» — «Во имя доблести, добра и красоты».
Знак Объединения — Знак нашего Корпуса.
Встреча — «Наш Полк» Августейшего Поэта К. Р. — Музыка Галковского.
Цветок — малиновая гвоздика, по цвету погон.
Праздник Объединения — Корпусной Праздник св. благов. князя Александра Невского 23 Ноября ст. ст. — 6-го Декабря по новому стилю.
Кроме того были приняты «Заповеди Товарищества».
Ее Высочество Княжна Вера Константиновна соблаговолила принять Почетное Председательство 0-ия б. Кадет Корпуса, Шефом которого был Ее Августейший Отец.

О деятельности нашего 0-ия очень многие знают, кроме того подробное описание было помещено в кадетских и институтских журналах и поэтому, не вдаваясь в подробности, я только перечислю то, что сделало О-ие за 50 лет. Главной заслугой 0-ия было, безусловно, основание стипендий при бельгийском Комитете в Лувене для того, чтобы наши младшие однокашники, по окончании Корпуса, могли получить высшее образование. Многие Кадеты получили Университетские дипломы благодаря нашим стипендиям. Необходимые средства собирались путем устройства вечеров, которые имели большой успех среди Русских и даже бельгийцев, а также с помощью подписных листов. Позже нашему примеру последовал Союз Русских, окончивших Высшие Учеб. Завод, в Бельгии, который и до сих пор продолжает помогать русской учащейся молодежи и Старческим Домам. По подписным же листам 0-ие собирало средства для приобретения Корпусом штатского платья для кончающих Кадет. В Русском Военном Собрании 0-ие поставило витрину с кадетской формой, но во время войны все это пропало. В течение немецкой оккупации 0-ие прекратило овою деятельность, некоторые Кадеты принимали активное участие в бельгийском «сопротивлении» и были награждены медалями. После войны 0-ие занялось оказанием разнообразной помощи Персоналу Корпуса и Кадетам, очутившимся в тяжелом положении.

Г. Гуторович


 

Автор сайта XXL3 - Л.Л.Лазутин. This page was created by Leonid Lazutin
lll@srd.sinp.msu.ru
last update: 11.01. 2005