"Икары российского неба" Дольниковых

Магнитные бури
нашего Отечества

О книге "Икары российского неба"
М.Л. и М.Л. Дольниковых

l_tt (5K)


dolnikov (21K)

Мирон Львович Дольников

Сначала очень редко, а сейчас все чаще получаю я дорогое вознаграждение за труд - письма читателей моего сайта.
Молодые люди из нашего времени узнают в юных кадетах прошлого века своих родственников и хотят узнать что-нибудь еще о их судьбе. Братья Лужковские из Питера обрадовались, встретив упоминание о своей родовой деревне Лужки на Псковщине и собираются туда поехать. Ученый из Института космических исследований вместе со мной радуется стихам Ивана Савина. Все это греет душу.
И еще - протягивается ниточка к людям, увлеченным российской историей, открывающим для себя и для других удивительные, героические и трагические истории людей, закрученных и разбросаных по Земле "магнитными бурями" нашего Отечества.

Мирон Львович Дольников написал мне, чтобы уточнить дату смерти бывшего кадета и бывшего летчика Льва Холодовского. Оказалось, что он уже давно собирает сведения о российских летчиках, начавших летать, а потом и воевать в дореволюционной России.
Мы виделись всего лишь раз, когда они вместе с сестрой были у нас дома. Подарили книгу.
Недавно в интернете нашел следующие строчки:

...К сожалению, автор книги - Мирон Львович Дольников не успел завершить свой многолетний труд по восстановлению забытых имен русских летчиков Первой мировой войны.
Мирон Львович Дольников скончался утром 11 июля 2009 года.


И вот перед нами книга, изданная братом и сестрой Дольниковыми на свои средства, замечательная книга, сотни судеб, изложенных на одной странице или всего в нескольких строчках.
Наверное эта книга - ценный клад для историкоа авиации, но и каждому своему читателю я могу посоветовать достать эту книгу, читать будете не отрываясь. В память о Мироне Львовиче скнирую страницы из книги, добавляю ссылки в Мартиролог , в основном имена тех летчиков, кто эмигрировал после Гражданской войны...


Зверев Фёдор Фёдорович
Воевал в составе 4-го истребительного авиаотряда. Однажды вступил в бой с хорошо вооруженным немецким самолётом «Румплер» После серии манёвров Звереву удалось атаковать немца. Его пулемётная очередь попала в правый мотор вражеского самолёта. Самолёт был сбит, экипаж взят в плен.
Самолёт Зверева получил 37 пробоин, винт разлетелся, повреждены капот и масляный бак, пробит шлем у лётчика. Несмотря на эти повреждения, Зверев сумел совершить посадку на свой аэродром возле Браилова. Всего же он сбил в воздушных боях более 10 самолётов противника.

Дальнейшая судьба неизвестна.

Зверева Лидия Виссарионовна (1890-15.05.1916)
Увлеклась воздухоплаванием в детстве. Отец - генерал – герой Балканской войны 1877-1878 гг. поддерживал дочь во всех её начинаниях.
Выпускница Белостокского института благородных девиц поступила в авиационную школу «Гамаюн» Первого российского товарищества воздухоплавания 25 июня 1911 г., а 22 августа 1911г. сдала экзамен.
На следующий день Всероссийский аэроклуб вручил ей диплом пилота - авиатора №31. Таким образом, Л. Зверева стала первой русской лётчицей.
Много выступала с показательными полетами. Став женой летчика Слюсаренко, вместе с ним открывает в Риге (апрель 1913 г.) авиадшколу и авиационные мастерские. Супруги стали обучать полётам и испытывали самолёты на поле завода «Мотор» в Зассенгофе под Ригой. В начале войны мастерские перебазировались в Петроград. Здесь их реорганизовали в небольшой завод.

Лидия Виссарионовна Зверева скончалась в Петрограде 15 мая 1916 года от тифа.

Земитан Иван Яковлевич (1887-1937)
Окончил Севастопольскую школу авиации в 1911 г (диплом вручён 26.07.1911). Там же оставлен инструктором.
С весны 1915 г. командовал авиаотрядом, воевал на Юго-Западном фронте. Проявил себя инициативным боевым лётчиком. По ложному доносу долгое время был под негласным надзором, но после того как об этом узнал Авиадарм, слежка была прекращена. В апреле 1917 г. - назначен командиром боевой авиагруппы. В сентябре того же года вступил в должность командира авиадива. После Революции на стороне новой власти. участник Гражданской войны. После войны служил в авиации на командных должностях.
Арестован по доносу в 1928 году, но вскоре освобождён. Последняя должность - начальник авиашколы. Земитан был вновь репрессирован в 1937 году и уже не вернулся. Реабилитирован посмертно.

Змунчилло Игорь Эразмович (?-1945)
Сын офицера. Окончил Николаевское кавалерийское училище в 1914 г. и Севастопольскую школу авиации в 1915г.
Штаб-ротмистр 12-го гусарского полка и 12-го корпусного авиаотряда, командир 2-го Сибирского корпусного авиаотряда. В годы Гражданской войны в рядах Добровольческой армии и ВСЮР в 8-м авиационном отряде. В Русской Армии в составе 5-го авиаотряда вплоть до эвакуации Крыма.
Подполковник. Эвакуирован на судне «Сцегед».
В эмиграции в Югославии, служил в югославской авиации, затем в гражданской авиации во Франции.
Служил в Русском Корпусе. Во время Второй мировой войны фельдфебель немецкой конной полиции.
Убит в 1945 г. у озера Балатон в Венгрии.

Золотухин Мстислав Максимович (1881-28.08.1911)
Штабс-капитан. Пехотный офицер впервые увидел полёт аэроплана в Харькове.
В тот же день зажёгся мыслью научиться летать. Ему удалось поступить в школу пилотов Севастопольского аэроклуба. Но обучение ему давалось туго. Золотухин перебирается в Гатчину. Здесь, в школе «Гамаюн», он продолжил обучение.
Сдал экзамен на звание пилота 22 августа 1911 года (диплом ВАК №32).

Погиб во время демонстрационного полёта 28 августа 1911 года в городе Елец.

Манаков Борис Дмитриевич (1888-08.10.1933)
Студент Петербургского политеха Б. Манаков получил пилотский диплом аэроклуба Франции 11июля 1911 г. (№56).
Спустя четыре года защитил диплом и стал инженером. Работал в аэродинамической лаборатории Петербургского политехнического института.
В 1916г. пройдя стажировку в военной авиационной школе, отбыл на фронт. Проявил себя как храбрый и отважный лётчик. В 1918 г., 6удучи в Архангельске, вступил в Британо-славянский авиационный корпус.
Спустя год англичане были вынуждены эвакуировать свои войска, вместе с ними уехал Манаков. Вскоре он перебрался в Латвию, где преуспел в инженерных делах.
Скончался 8 октября 1933 года в Риге.

mamakov_b (57K)


Маринович Пётр Белизарович (01.10.1900-01.10.1919)
Серб по национальности, подданный России. Отец - серб, мать русская. Проживали в Париже,
В возрасте пятнадцати лет поступает в уланы, воюет, потом оканчивает лётную школу, став самым молодым лётчиком в мире, и снова возвращаеся на фронт.
Он быстро завоёвывает славу блистательного истребителя. На счет су-лейтенанта Мариновича 18 (по другим сведениям - 22) сбитых самолёта противника.
Трагически погиб в мирных условиях в день своего 19-летия - разбился при посадке на аэродроме в Брюсселе.

Алашеев Евгений Владимирович (29.10.1896-?) Окончил Гатчинскую военную авиационную школу 21 июня 1915 года. С 7 февраля 1916 года - лётчик 21-го КАО, затем - переведён в 35-й Брянский пехотный полк.
Участник Белого движения. В Северо-Западной армии служил в 5-м пехотном Островском полку. 7 декабря 1919 г. переведён в распоряжение Инспектора авиации СЗА.

Алекссандрович Георгий Иванович (1889-1933)
После гибели старшего брата Дмитрия, обратился с просьбой о направлении в авиацию, и поступил в Севастопольскую школу авиации. Окончил её в 1916 году и направлен на фронт. Выполнял задания по разведке, бомбардировке и штурму позиций и тылов противника.
В январе 1917 года назначен командиром КАО.
Во время гражданской войны участвовал в белом движении. Затем жил в эмиграции.
Умер в Париже в 1933 году.

Альбрехт Константин Фёдорович (1890-1945)
После окончания Севастопольской авиашколы в 1915 году направлен во фронтовой КАО. Проявил себя как отважный и удачливый разведчик.
В начале 1916 года назначен командиром корпусного авиаотряда. В одном из боёв был ранен, но добрался до своего аэродрома.
Октябрьскую Революцию не принял. Участвовал в белом движении. После его поражения эмигрировал во Францию, где занимался артистической деятельностью в псевдонимом Константин Фоск.
Скончался в Париже 25 апреля 1945 года.

Андреев Сергей Дмитриевич (7-1936).
Окончил Севастопольскую авиашколу в 1913 г. Штабс-капитан, помощник инспектора авиации Северо-Западного фронта.
В 1938 г. начальник снабжения авиации гетманской армии.
С 13 января 1919 г. по 1920 г. начальник отдела снабжения авиации ВСЮР. Полковник.
В эмиграции в Югославии. Скончался 7 июля 1936 года в Белграде.

Андреянов Василий Александрович (1884-1938).
Окончил Императора Александра 2-й кадетский корпус и Николаевское инженерное училище. В 1913 г. окончил Офицерскую воздухоплавательную и Гатчинскую авиашколу, Офицерскую артиллерийскую школу.
В 1914 году штабс-капитан, начальник 22-корпусного авиаотряда. В 1915 году был сбит, попал в плен, бежал, воевал на Румынском фронте.
Участник Белого движения в составе Добровольческой армии. Участник похода Яссы-Дон (рядовой, затем командир батареи).
Тяжело ранен 23 апреля 1918 г. Во ВСЮР и Русской Армии командир батареей в Дроздовской артиллерийской бригаде, затем в авиации до эвакуации Крыма.
В Галлиполи казначей Техническог полка. Полковник.
В эмиграции с 1923 г. во Франции. В 1923-1924 председатель отдела Общества Галлиполийцев в Париже.
Скончался марта 1938 года в Париже.

Антонов Константин Николаевич (1888-1965)
Окончил 1-й кадетский корпус (1906 г.), Константиновское артиллерийское училище (1909 г.), Севастопольскую школу авиации (ноябрь 1914 г.).
В действующей армии зарекомендовал себя хорошим разведчиком. С конца 1915 года командовал 3-м авиадивизионом.
Сражался на Юго-Западном и Румынском фронтах.
После Революции в Донской армии. В 1918-1920 гг. в 3-м Донском самолётном отряде (подполковник).
12.04-30.10.1920 г. командир Крымской авиагруппы. Эвакуирован на судне «Сцегед». Полковник (21.07.1920). На 18 декабря 1920 г. в 1-й роте Авиационного батальона технического полка в Галлиполи.
Осенью 1925 в Югославии, в 1921-1941 гг. в югославской авиации, преподавал на Высших военно-научных курсах в Белграде. Служил в Русском Корпусе.
После 1945г. в США. Умер 9 августа 1965 года в Нью-Йорке.

Антоненко Василий Петрович (1890-1975)
Окончил инженерно-строительный факультет Петроградского политехнического института в 1915 г., затем курсы авиации при том же институте в 1915-1916 гг. и Офицерскую школу морской авиации в Баку в 1916г..
С ноября 1916 г. Антоненко обучался в военной школе лётчиков-наблюдателей в Киеве на курсах воздушной фотографии и радиотелеграфии. Окончил её в январе 1917 г. и прибыл в распоряжение начальника 1-й Воздушной бригады Балтийского флота.
Подпоручик Антоненко являлся лётчиком передовой станции Церель острова Эвель, участвовал в налётах и бомбометании на неприятельские расположения и в воздушных боях с немецкими самолётами.
С ноября 1917 г, по март 1918 г. Антоненко сначала был инструктором, а затем начальником Бакинской школы морской авиации.
Во время Гражданской войны В.П. Антоненко служил в Белой Армии -в Народной Армии Верховного Правителя А. Колчака на Волге в Самаре, в Красноярске лётчиком Воздушной бригады особого назначения, командиром 1-го Гидроавиационного отряда (с июня 1918 по март 1920г).
Во время отступления Армии в Забайкалье в г. Верхнеудинске попал в плен к большевикам. Из плена бежал 25 декабря 1920 г. во Владивосток. С 1921 г. находился в штабе Командующего Сибирской флотилией контр-адмирала П. Старка во Владивостоке.
В июле 1922 г. поручик по Адмиралтейству морской лётчик В. Антоненко назначен членом Приамурского Земского Собора. В ноябре 1922г. при эвакуации Сибирской флотилии из Владивостока и переходе на Филиппинские острова в Манилу, Антоненко назначен старшим офицером корабля «Взрыватель».
В октябре 1924 г. Антоненко с семьёй приехал в США, в Сан-Франциско. Там работал чертёжником, инженером. В 1929-1937 гг., получив лицензию частного пилота, основал первый в США Сан-францисский лётный клуб. В это же время являлся одним из организаторов общества Русских Ветеранов Великой Войны в Сан-Франциско и председателем Калифорнийского отдела Общества русских военных летчиков
В 1939 г. окончил Калифорнийский технологический институт в г. Пасадена, стал бакалавром инженерных наук, работал в лаборатории аэронавтики, занимался переводами технических статей с русского немецкого и французского языков.
Во время Второй мировой войны работал инженером-конструктором в Лётной школе в аэропорту Окленд.
В 1950 изобрёл новый метод предотвращения коррозии металлов, получил патент. В 1959 г. Антоненко пришёл работать на военно-морскую базу в Аламейде, стал одним из ведущих аэрокосмических инженеров. В 1970 г. получил грамоту и знак Заслуженного работника Военно-морских сил США.
Скончался в 1975 г. в Сан-Франциско. Похоронен на сербском кладбище.
Награды: орден Св. Анны IV ст. с надписью «За храбрость», орден Св. Станислава III ст. с мечами и бантом, Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом, Георгиевский крест с Лавровым венком.

Байдак Леонид Иванович (1896-1970)
Окончил Чугуевское военное училище, Гатчинскую военную авиашколу в 1916 (1917) г.
В действующей армии в составе 29-го КАО и 5-го истребительного авиаотряда, поручик. Георгиевский кавалер...
В годы Гражданской войны воевал в составе Славяно-британского корпуса. В марте 1919г. получил тяжёлые увечья, взлетев по приказу командира корпуса Вандерспая во время бури. Затем во ВСЮР, после -в Русской Армии в 4-м и 7-м авиаотряде.
Далее - в авиаотряде им полковника В.П. Казакова до эвакуации Крыма. Капитан.
В эмиграции в Югославии. С 1921 г. в сербских ВВС, полковник. Затем перебрался в США.
Скончался 16 сентября 1970 г. в Сан-Франциско.

Баранов Вячеслав Григорьевич (26.02.1888-21.07.1964)
Из дворян Войска Донского. Родился в станице Луганской Донецкого округа. Сын офицера. Окончил Донской кадетский корпус, Николаевское инженерное училище (по первому разряду), Офицерскую воздухоплавательную школу (1911 г., по первому разряду), Гатчине авиационную школу (1912 г.).
В 1908 году переведен в 4-й сапёрный батальон и произведён офицеры.
Войну начал в составе авиационного отряда, прикомандированного к гвардейскому корпусу. С 15.08,1915 по 19.01.1917. занимал должность командира гвардейского авиаотряда, а в период с 1 9.01.1917 по 24.10.17 - командовал 7-м азиадивизионом. С 24.10.1917 по декабрь 1917 г. был начальником авиаотряда действующей армии.
В декабре 1917 г. вступил: в ряды армии Украинской народной республики, а в августе 1918 - в ряды, армии Украинской державы гетмана Скоропадского.
В начале 1918 г. прибыл на Дон и встал во главе авиации Донской армии, которой командовал до 1920 г. Летом 1920 года произведён в генерал-майоры.
В Русской армии генерала Врангеля являлся заместителем командующего. авиации. При оставлении Крыма, в ноябре 1920 г., выполняя приказ генерала Врангеля, оставил на аэродромах Симферополя и Севастополя все боевые самолёты в полной сохранности.
В эмиграции проживал сначала в Болгарии и Сербии, а затем во Франции, где был заместителем председателя, а с 1938 г. председател Союза русских лётчиков во Франции.
Во время Второй мировой вош был эвакуирован в 1940 г. в Англию вместе с отделом французского Министерства авиации, в котором служил. Оставил ряд трудов, посвящённых применению авиации в будущей войне, а так же курс лекций на Высших военно-научных курсах генерала Головина.
Начиная с 1929 года, был постоянным сотрудником журнала «Часовой».
Скончался 21 июня 1964 г. в Лондоне и был похоронен на кладбище Вест-Бромптон.

Барбас Василий Захарович
Подполковник 12-го авиационного дивизиона. В белых войсках Северного фронта: в июле 1919 г. при штабе Главнокомандующего войсками Северной области, затем в войсках Мурманского района.
На 15 февраля 1920 г. - командир Мурманского авиадивизиона.

Бафталовский Николай Адамович
Окончил Полтавский кадетский корпус, Павловское военное училище Севастопольскую авиашколу. Штабс-капитан, командир 2-го истребительного авиационного отряда.
Во ВСЮР - в 5-м авиационном отряде. Командир 6-го истребительного отряда. Капитан. Взят в плен под Орлом летом 1919 г. и остался в СССР. Умер после 1929г.

Башко Иосиф Станиславович (1889-1946)
Родом из латгальских крестьян. Католик. Окончил Николаевское инженерное училище, а затем Авиационный отдел ОВШ. Служил в авиационной роте. Вскоре отозван для работы инструктором.
С середины 1915 года командир одного из лучших боибардировщиков ЭВК «Ильи Муромца Киевского». Боевая работа шла хорошо, но легко не давалась. Дважды самолёт подбивали, но всегда удавалось дотянуть до своего аэродрома.
Экипаж И.С. Башко работал слаженно, было сбито три истребителя противника.
В 1918 году добровольно вступил в Красную Армию и был назначен командиром “Красной ЭВК» Однако быстро разочаровался в новой власти и в 1919 году ушёл с лётной работы «по состоянию здоровья». Заведовал технической частью.
Вскоре выехал в Латвию за семьёй и обратно не вернулся. Стал командующим латвийских ВВС. Во время присоединения Прибалтики к СССР вышел в отставку.
Во время оккупации отказался от сотрудничества с нацистами.
Скончался в мае 1946 года.
Награды: орден Святого Георгия IV степени, золотое Георгиевское оружие.

Белоусович Николай Иванович (15.09.1891-1956)
Родился в Омске. Из дворян. Окончил Алексеевское военное училище в 1914 г. и Севастопольскую авиационную школу в 1911г. Георгиевский кавалер.Штабс-капитан, командир 14-го истребительного авиаотряда.
С 4-го августа 1918 года в Славяно-британском авиакорпусе, с 6 сентября 1918 ...шы тшпы на 3-й авиационной станции. ^ & русская года командир 2-го отряда корпуса. Затем в белых войсках Восточного фронта. С 1 марта 1920 г.- он инструктор Спасской авиашколы. С сентября 1918г. в чине капитана.
В эмиграции в США.
Умер в 1956 году в Сан-Франциско.

Белофастов Анатолий Георгиевич (1890-22.01.1962)
Казачий офицер. Окончил Севастопольскую школу авиации в 1916 году.
Направлен в истребительный авиаотряд, а в следующем году стал его командиром.
Участник Белого движения. После Гражданской войны эмигрировал в Грецию. Тридцать лет прослужил в греческих ВВС.
Скончался 22 января 1962 года в Салониках.

Де Боде Андрей Валерианович (?-1955) Окончил Киевскую авиашколу в 1916 г. и Севастопольскую авиа школу в 1917 г. Ротмистр 16-го гусарского полка, командир 6-го Сибирского КАО. Во ВСЮР в феврале-марте 1919 г. начальник курсов авиации. В Русской Армии в 4-м кавалерийском полку до эвакуации Крыма. В эмиграции участник монархического движения. Служил в Русском Корпусе. Умер в 1955 г. в Аргентине.

Бойно-Родзевич Сергей Аркадьевич
Окончил Севастопольскую авиационную школу в 1912г.
Штабс-капитан Бойно-Родзевич в начале войны командовал 18м КАО. До конца мая 1915 г. совершил около 60-ти боевых вылетов общей продолжительностью 75 час. 52 мин. 26 июня назначен командиром 7й авиароты, 14апреля 1916г. -командиром 12-го авиадивизиона. Полковник.
После революции в белых войсках Восточного фронта. В 1918 г начальник управления авиации в Приморье, а с 29 марта 1919 г. - начальник Управления воздушного флота.
В эмиграции в Польше, служил в польской армии. Генерал-майор
Умер до 1978г.
Награды: Георгиевское оружие, ордена Св. Георгия IV ст., Св. Станислава II ст., Св. Анны II ст. и Св. Владимира IV ст.

Бордовский Иван Михайлович
Окончил Константиновекое артиллерийское училище, Севастопольскую авиационную школу (1916) и Школу высшего пилотажа.
Подпоручик 8-й артиллерийской бригады и 8-го КАО. Георгиевски кавалер.
После революции в ВСЮР. В 1919 г. в 1-м Кубанской авиационном отряде, затем сформировал 9-й авиационный отряд. Капитан, командир группы авиации до эвакуации Крыма. На 18 декабря 1920 года находился в 1-й роте Авиационного батальона Технического полка в Галлиполи. Полковник.
В эмиграции во Франции, окончил Высшую авиационную школу 1925 г. в Париже.
Умер после 1965 г.

Борейко Дмитрий Александрович (1885-1938)
Родился 25 апреля 1885 г. в Ковенской губернии, в семье потомственного дворянина. Он окончил полный курс Ковенской гимназии, Николаевское инженерное училище и Офицерский класс Учебного Воздухоплавательного парка. Службу проходил в Новогеоргиевском воздухоплавательном отделении и в 11-й Воздухоплавательной роте.
В 1911 году окончил Николаевскую инженерную академию с дополнительным курсом.
5 мая 1911 г. прибыл в АО ОВШ и начал обучение полетам. Он успешно учился и хорошо летал на аэропланах. В октябре выдержал экзамен иа звание «пилота-авиатора» и был оставлен в АО в качестве обучающего офицера (инструктора) и заведующим инженерным имуществом Отдела. Читал лекции по двигателям внутреннего сгорания.
Д.А. Борейко в 1913 г. был удостоен звания « военный лётчик». Проявил себя как высококвалифицированный преподаватель, организатор обучения и воспитания военных лётчиков. Он исполнял не только свои прямые обязанности но и применял свои инженерные знания. Под руководством Дмитрия Александровича Борейко на Гатчинском аэродроме в 1911-19 14 гг. были возведены ангары, казармы, помещение офицерского собрания.
Д. Борейко прославил АО и ВАШ выпуском технической и научно-популярной литературы. Им издано девять книг.
В течение всей Первой мировой войны Д. Борейко находился в действующей армии в составе авиаотряда ВАШ: сначала в 6-й армии, затем в 12-й армии. С 13 августа 1917 года -начальник ВАШ. 17 ноября 19717г. на общем собрании личного состава школы военный лётчик, военный летчик инженер капитан Д. А. Борейко утверждён в должности начальника ВАШ. Возглавив школу, служил на генеральской должности.
Влившись в Белое движение, 10 августа 1918 года он стал начальником Воздушногоого Флота при Штабе Народной армии Северной группы в Казани. 9 сентября его командируют в Самару на формирование Управления ВФ при Главном Инженерном Управлении. 27 сентября 1918 он назначается начальником Отдела ВФ Главного Инженерного Управления Российского Правительства А. Колчака.
Военная служба Борейко закончилась в должности Начальника ВФ при штабе Верховного Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами России.
После поражения Белой Армии Д. Борейко перебрался на КВЖД в Харбин и вступил в Союз русских инженеров за границей.
Умер в Харбине.
Награды: ордена Св. Анны II и III ст., Св. Станислава II и III ст., чины капитана и полковника.

Боровой Тимофей Степанович (1888-1923)
Окончил Севастопольскую школу авиации в 1913 году. Служил лётчиком в КАО, выполнял задания по разведке. Был ранен, после госпиталя вернулся в строй.
После Революции - участник Белого движения. Получил тяжёлое ранение и был эвакуирован в Турцию.
Затем перебрался в Королевство СХС.
Скончался 11 апреля 1923 года в Злотаре от последствий ранения.

Бродович Сергей Михайлович (09.10.1885-?)
Родился 9 октября 1885 г в Санкт-Петербурге в семье потомственного дворянина Волынской губернии, полковника.
Окончил Тифлисский кадетский корпус и Николаевское инженерное училище в 1907 г. по 1-г. разряду.
В 1910г. поручик Бродович окончил Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка по 1-му разряду и был назначен в 3-ю Воздухоплавательную роту. 7 июля 1911 г. выдержал экзамен на звание «пилот-авиатор» в АО ОВШ и был прикомандирован к постоянному составу отдела.
С 1912 года на должности инструктора на «Фармане», а также переучивал лётчиков полётам на «Нюпоре» в составе АО ОВШ в Варшаве. С. Бродович был основным инструктором, обучавшем полётам П.Н. Нестерова.
В 1913 г. С.М. Бродович получил чин штабс-капитана и звание военный летчик», был командирован во Францию для прохождения стажировки и ознакомления с постановкой учебного процесса в авиашколах.
Войну начал командиром «Ильи Муромца-Ш», а в начале 1915 г. назначен командиром отдельного отряда ЭВК. С ноября 1915 г. по март 1917 - в о Франции. Прошёл полный курс обучения в тренировочном дивизионе "Ньюпор», окончил школу воздушного боя в По и воздушной стрельбы в Казо. Прикомандирован к истребительному отряду №26.
Награжден двумя высшими орденами Франции. В апреле 1917г. отозван в Россию и назначен командиром 2-го КАО Кавалер ордена Святого Георгия Победоносца IV степени и Георгиевского оружия.
В годы Гражданской войны участвовал в Белом движении.
После поражения Врангеля эвакуирован в Турцию, затем в Королевство СХС, где служил в сербских ВВС.

Варгасов Владимир Николаевич (7-1927/1928)
Окончил Севастопольскую авиационную школу в 1913 (1914) г.
Штабс-капитан, командир Кронштадтского крепостного авиационного отряда. После Революции в Донской армии, председатель технической комиссии Южного парка-склада и приёмной Комиссии. Затем во ВСЮР и Русской Армии в авиационных частях до эвакуации Крыма.
На 18 декабря 1920 - в 1-й роте Авиационного батальона Технического полка в Галлиполи. Полковник.
Умер в Румынии.

Василевский Константин Леонидович.
Окончил Офицерскую воздухоплавательную школу в 1913 г. Начальник Тифлисской авиационной школы.
После Революции в составе ВСЮР. В 1920 г. - во 2-м авиапарке, затем командир авиабазы.
В авиационных частях Русской Армии - до эвакуации Крыма. На 1 декабря 1920 г. - в 1-й роте Авиационного батальона Технического пол в Галлиполи. Капитан.
Осенью 1925 в составе Технического батальона в Югославии.

Василевский Филипп Фёдорович (7-1930)
Подпоручик, военный лётчик. Георгиевский кавалер. После Революции в Донской армии. 1919 г. - капитан, командир 6-го Донского авиационного отряда.
Во ВСЮР и Русской Армии в 6-м авиаотряде до эвакуации Крыма. Подполковник (21.07.1920). Эвакуирован на судне <<Сцегед».
На I8 декабря 1920 г. во 2-й роте Авиационного батальона , Технического полка в Галлиполи.
Осенью 1925 г в составе Технического батальена в Югославии.
Умер в 1930 г в Земуне (Югославия).

Васильев Теодор Гаврилович (12.01.1895-?) В июне 1917 года окончил Гатчинскую авиашколу и откомандирован в отряд Гатчинской авиашкоды в Ольгино.
С декабря 1917 г. по апрель 1918 года на Украинской служ( 23 декабря 1918 г. добровольно вступил в Латвийскую армию. 25 ш 1919 г. записался в авиационный отряд Светлейшего князя Ливена авиаотряд СЗА) и 22 августа 1919 г. прибыл в отряд в Нарву. С 24.0? 24.09.1919 г. налетал 9 боевых часов. 20 ноября 1919 года за боевые отличл произведён в подпоручики. 1 декабря 1919 года выбыл из рядов и прибыл в Вольмар. 20 декабря 1920 года прибыл в Ригу. Слу; в Латвийских ВВС.

Вишняков Василий Фёдорович (1881-1931)
С 1911 года работал в столярных мастерских Севастопольской авиашколы. В конце 1912 года там же получил диплом пилота-авиатора.
С первых дней войны находился в действующей армии. Проявил себя как отважный боевой лётчик. Славился мастерством высшего пилотажа. Участник Гражданской войны. Служил под командование И. Спатареля. За мужество, проявленное в боях, награждён двумя орденами Красного Знамени.
После окончания войны вернулся к себе на родину, в деревню Псковщине.
Погиб во времена коллективизации.

Воеводский Николай Степанович (1886-1975)
Сын адмирала С.А. Воеводского, морского министра. Окончил школу пилотов ВАК в 1913 г., а в следующем году - Авиационный отдел OBШ.
Во время войны Воеовдский командир 1-го КАО, затем командир авиадива. В конце 1916 г. его откомандировали в Англию для закупки авиационного имущества.
После Революции поступил на службу в британские ВВС. Во время войны в Испании воевал в авиации генерала Франко. После войны остался в Испании.
Скончался 28 января 1975 года.

Воеводский Сергей Степанович (1889-03.10.1961)
Младший брат Н.С. Воеводского. На фронте гвардейский офицер С. Воеводский был тяжело ранен. После госпиталя, в 1915 г., окончил Гатчинскую военную авиационную школу, стал военным лётчиков Командовал КАО. Весной 1917 г. переведен в Увофлот и направлен в Лондон для закупки авиационного имущества. В 1918 г. вернулся Россию.
Участник Белого движения. Эмигрировал в Америку.
Скончался 3 октября 1961 года в Нью-Йорке.

Габер-Влынский Адам Мечиславовович (1883-21.06.1921)
Габер-Влынский Адам Мечиславович родился во Львове, в бедной польской семье. Ещё ребёнком он ушёл из семьи и вначале века стал велогонщиком. Среди других, более известных велосипедистов впоследствии авиаторов, таких как С. Уточкин и А. Докучаев, он считается «спринтером средней силы». Неоднократно участвовал в соревнованиях в Михайловском манеже, на треках Варшавы и Львова, но без особого успеха. Сильно нуждаясь, Габер-Влынский одно время подрабаты переписчиком в велосипедном магазине.
Накопив некоторую сумму, по примеру других он уехал Францию, где учился авиации у Блерио и Фармана. В Россию вернулся в 1910 году с «Фарманом IV». Только с появлением в 1911 году на Ходынке Габер-Влынского началось систематическое обучение лётчиков. В то время первый лётчик-инструктор Московской авиашколы был уже достаточно опытным лётчиком, т.к. обучаясь во Франции, он познакомился с разными методиками обучения. Где он сам получил лётный диплом (бреве) - неизвестно. В списке авиаторов, получивших диплом ИВАК в 10-х годах, его фамилии нет.
В 1910 году он еще числился членом отдела аэроклуба в Ростове-на-Дону и, судя по вceму планировал открыть там авиашколу. Во второй половине того же года Габер-Влынский успешно гастролировал в Вильнюсе, Ростове, Закавказье, и кроме того планировал дальний перелёт Росто| Новочеркасск.
Особенно ярко его мастерство проявилось авиационной неделе в Баку. Заняв, по итогам недели третье место после Ефимова и Васильева, Габер-Влынский был приглашён MOB на работу инструктором во вновь открывшуюся авиашколу. Позже он стал старшим лётчиком-сдатчиком на «Дуксе» и проводил все самые сложные и ответственные испытания новых самолётов завода. Его спортивные достижения были самой лучшей рекламой продукции завода.
Спортивная карьера Габер-Влынского достигла своего пика в 1913 году. После зимних полётов на лыжах, менее чем за месяц он установил шесть Всероссийских рекордов. В июне на 3-й авиационной неделе он стал лучшим и получил Золотой кубок из рук великого Князя Александра Михайловича. В обзоре русской авиации за 1913 rод отмечалось: «все проходившие в то время состязания показали, что лучшим лётчиком-спортсменом России надо признать Адама Мечиславовича Габер-Влынского».
В 1914 году шеф-пилот «Дукса» Габер-Влынский оказался Франции для обучения «петлям и и полётам вниз головой» по персональному приглашению хозяина известной авиастроительной фирмы Пеона Морана. Обучаясь делать «мёртвые петли», и летая вниз головой в Париже и у Роллана Гарро в Виллакубли, Габер-Влынский стал угиленно тренироваться в этом искусстве и вскоре настолько им овладел, что французы прозвали его «русским дьяволом», и избрали членом престижнейшего общества пионеров авиации «Старые волки».
Весной 1914 года, вернувшись в Москву, Габер-ВлынскиЙ демонстрировал на Ходынке весь комплекс высшего пилотажа, в том числе «колокол». Вторым после Нестерова в России он сделал «мёртвую петлю».
14 апреля он сделал в два приёма пятнадцать «мёртвых» петель. Еще более эффектными стали полёты в Санкт-Петербурге 21-22 апреля перед открытием 4-й всероссийской авиационной недели. 4 мая в Киеве он сделал более 14 петель.
Начавшаяся Первая мировая война прервала успешную спортивную карьеру Габер-Влынского. Уроженец Львова, оставаясь подданым Австро-Венгрии, он не мог участвовать в боевых действиях, да и не слишком стремился. Он продолжал свою лётную деятельность на Ходынке, сдавая самолёты и обучая лётчиков, изредка участвуя в показательных полётах в Петрограде. Семнадцатый год круто изменил его судьбу. Хорошо заработав на удачной лётной карьере, «классово чуждый» авиатор не мог долго сотрудничать с новой властью, хотя и вошел в Московский комитете по авиации, и некоторое время числился помошником командующего МВО по авиации.
После классовых чисток в авиашколе он уехал в Польшу, сдав на Ходынке свой последний «Фарман-30» «Дукса» 24 ноября 1918 года.
В Польше Габер-Влынский работал заводским лётчиком-испытателем и инструктором Высшей школы пилотов. За короткий срок подготовил более 300 польских лётчиков.
A.M. Габер-Влынский разбился 21 июня 1921 года в Люблине, испытывая первый экземпляр лицензионного итальянского самолёта Ансальдо «Белилла».

Галкин Владимир Петрович (23.07.1888-1925)
Военный лётчик, ротмистр. В 1916 году лётчик-наблюдатель армейского авиаотряда.
В марте 1917 года окончил СевастопольсИ авиашколу. В 1917 году-лётчик 33-го КАО. 1 ноября 1918 был зачислен в списки псковского Добровольческого авиаотряда. Состоял для поручений при штабе отряда Булак-Булаховича.
15 июля 1919 га переведён в распоряжение начальника Авиационного отдела СЗА. 22 июля 1919 г. назначен начальником 2-го авиационного отряда СЗА. 3 ноября 1919 года за боевые отличия произведён в ротмистры со старшинством с 15 марта 1919 г.
Умер в 1925 году в Эстонии.

Гартман Максимиллиан (Макс) Евгеньевич (1891- после 1978)
Окончил 2-й кадетский корпус, Николаевское инженерное училище, Гатчинскую авиационную школу в 1913 г. Капитан, командир 11-го авиадивизиона.
После Революции во ВСЮР; к марту 1919г. в авиационном парке командир авиационного отряда, в сентябре-октябре 1919 г. командир 3-го авиационного дивизиона, затем командир авиационной группы в Джанкое. Полковник (13 марта 1919). Эвакуирован. 6 июля 1920г., возвратился в Крым (Севастополь) на судне «Румянцев». В Русской Армии в управлении начальника авиации до эвакуации Крыма. Эвакуирован на транспорте «Ялта».
В эмиграции во Франции, инструктор аэроклуба. С 1946г.-в США, владелец автошколы.

Гарцев Валерий Николаевич (1898-?)
Родился в Ярославле. Окончил Московскую лётную школу Императорского аэроклуба в 1916 г. В Первую мировую и гражданскую войны был лётчиком.
Н 1923 году переехал в США. Здесь он окончил Колумбийский униварситет и Гугенхаймовский институт. По окончании учёбы в 1929 году принят на работу на фирму «ИДО корпорейшен», где проработал до 1935 года. Потом перешёл на фирму И.И. Сикорского. Опыт работы под руководством Корвин-Круковского и Сикорского помог Гарцеву, после прекращения на фирме Сикорского работ по морским самолётам. Стать ведущим специалистом на крупнейшей американской фирме морской авиации «Гленн Мартин», а затем и на «Рипаблик». Впоследствии Гарцев стал профессором ряда американских университетов.

фон Гаусман Тимофей Платонович (1891 - 1949).
Родился в Санкт-Петербурге. Окончил 2-й кадетский корпус (1902), I Павловское военное училище (1904), Севастопольскую авиационную школу (1911).
Поручик лейб-гвардии Московского полка, командир роты и заведующий хозяйством Севастопольской авиашколы.
После революции и Добровольческой армии и ВСЮР; в 1918-1920 гг. в распоряжении начальника авиации ВСЮР, в 1919-1920 гг. занимал пост председателя комиссии по сбору средств. Эвакуирован из Новороссийска до осени 1920г. В эмиграции в Германии. Член правления Союза Офицеров. Участник Рейхенгалльского монархического съезда 1921 года, в 1935 г. - начальник отдела РОВС в Германии. В 1946 г. в организации Красного Креста в Германии, в 1948 г. - начальник РОВС во французской зоне Германии.
Умер в начале 1949 г. в Линдау

Гвайта Евгений Иванович(1896-1946)
Окончил английскую авиационную школу в Крайтоне. Зарекомендовал себя смелыми удачливым лётчиком. Участник Гражданской войны. В 1922 г. совершил одиночный перелёт Лондон-Mocква на одноместном самолёте (2755 км. за 23 часа). Репрессирован, оказался на Соловках, а в начале 30-х годов в Караганде, что не сломило его. Заочно окончил Московский автодорожный институт. В начале Великой Отечественной войны добровольно вступил в армию. Ремонтировал танки. Дошёл с войсками до Праги.
Умер зимой 1946 года.

Герберт Георгий Владимирович (1888-20.05.1980)
Морской лётчик. В конце 1915 г. окончил теоретические курсы в Петербургском политехе, затем - Бакинское отделение Гутуевской школы морской авиации.
С 1916 г. воевал на Балтике. Революцию не принял. Участник Белого движения.
После войны эмигрировал в Финляндию.
Скончался 20 мая 1980 года в Хельсинки.

Глухарёв Михаил Евгеньевич (17.09.1892-1967)
Родился в Петербурге. В 1910 г. окончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт. Студентом увлекался автогонками, яхтами, лыжами. В первый же год учёбы построил, и сам испытал балансирный планер.
Когда началась война, перешёл в Николаевское инженерное училище и, закончив его в 1916г., стал военным инженером. Когда представилась возможность, он в 1917г. стал курсантом Гатчиной авиашколы.
События не способствовали занятиям, и Глухарёв, не дожидаясь диплома военного лётчика, уехал на фронт. До полного развала армии успел совершить несколько боевых вылетов.
В гражданскую войну воевал у Деникина. Пробовал себя в боевых действиях не только как пилот, и как водитель танка.
Попал в плен к красным, чудом бежал и пробрался в Финляндию, куда заранее переехала его семья. Здесь он углубился в аэродинамику. В начале 20-х годов Глухарёв спроектировал, построил и облетал несколы планеров и экранолётов, экспериментально подтвердив свои расчёты.
К 1924 году он понял, что в Финляндии не сможет реализовать свои идеи, М. Глухарёв перебирается в США, приходит к И.И. Сикорскому и становится его «правой рукой», которая сначала получала за свой труд такие же гроши, как и «голова». Но не это было главное. Они с полуслова понимали друг друга, хотя и много спорили.
Сикорский сразу поддержал первые идеи Глухарёва: создать высокоэффективное универсальное крыло и обеспечил ему все необходимые условия. Новое крыло дало возможность значительно увеличить грузоподъёмность и при этом повысить скорость.
Фирма Сикорского сразу же получила заказ на дюжину крыльев GS-1 (Тлухарёв-Сикорский 1). После этого успеха Глухарёв официально стал главным инженером. Все крылья самолётов Сикорского, начиная с S-3I по S-42, строились именно с этим профилем. Уже в 30-е годы Глухарев начал проработку стреловидного и треугольного крыла, на 15-20 лет опередив своё время.
В 1939 году он создал проект истребителя-бесхвостки с треугольным крылом. В 1942 году, в признание заслуг Михаила Евгеньевича Глухарёва избрали членом учёного совета Института аэронавтических наук.
На вертолётном поприще, как и в самолётном, Глухарёв был надёжной опорой Сикорского и так же снискал себе славу. Здесь за ним числится 12 патентов. Самой значительной его разработкой были взаимозаменяемые металлические лопасти несущего вмнта. В 1948 году Американское вертолётное общество преподнесло ему сертификат за «Значительный вклад в развитие винтокрылых летательных аппаратов", а в 1954 г. - медаль Александра Клемина «За выдающиеся достижения в улучшении винтокрылых летательных аппаратов».
Михаила Евгеньевича в русской колонии уважали и любили за его доброту, непосредственность и порядочность.
После ухода в 1957 г. Сикорского на пенсию Глухарёв заменил его в качестве руководителя фирмы. В 1960 году М.Е. Глухарёв ушёл на заслуженный отдых.
Скончался Михаил Евгеньевич Глухарёв в 1967 году.

Голанчикова (Галанчикова) Любовь Александровна (1889-1961)
Профессиональная певица окончила авиационную школу ПРТВ "Гамаион" 22.10.1911 г. ВАК вручил ей диплом пилота авиатора №56.
В 1912 году она совершает большое турне по российским городам с показательными выступлениями. 2 мая 1912 г. разбилась в Риге. После выздоровления происходит её знакомство с А. Фоккером. В ноябре 1912г. ставит в Берлине на самолёте «Фоккер» мировой рекорд высоты для женщин. Л. Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы «Фоккер». Летом 1913г. ей довелось участвовать в перелёте Берлин-Париж и, уже во Франции она продолжила свои выступления.
Когда рнзразилась война, Любовь Александровна вернулась в Россию. Она подарила свой «Вуазен» царской армии и на время отошла от лётного дела, но "болезнь неба» дала о себе знать и вскоре Голанчикова стала проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф. Терещенко.
Поначалу Голанчикова приняла революцию и вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии. Она совершила несколько боевых вылетов, но в основном занималась подготовкой красноармейцев-пилотов.
После окончания Гражданской войны Голанчикова эмигрировала сначала в Германию, затем в США. В Нью-Йорке работала на автозаводе и шофером такси.
Там же в Нью-Йорке в 1961 году Любовь Александровна скончалась.

Голубов Павел Васильевич (?-1920)
Окончил Севастопольскую авиационную школу в 1912г.
Капитан, командир 1 -го авиапарка Румынского фронта. Георгиевский кавалер.
После Революции в Добровольческой армии и ВСЮР. В 1920 г. - помощник начальника авиации по технической части.
Умер 24 февраля 1920 года от тифа в Екатеринодаре.

Горшков Георгий Георгиевич (1881-1919)
Выдающийся лётчик и организатор русской военной авиации.Происходил из казачьей семьи. Окончил Неплюевский кадетский корпус и Юнкерскское инженерное училище.
Участник Русско-Японской войны. В 1908 г окончил курс Офицерской воздухоплавательной школы и был оставлен при ней инструктором. Одним из первых научился пилотировать самолёты и получил звание «военный летчик". Горшков был одним из лучших лётчиков и авиационных командиров России. Он принял активное участие в формировании Эскадры Воздушных сил России, подготовке её личного состава. В феврале 1915 г. во главе экипажа Воздушного Корабля «Илья Муромец Киевский» начал боевые действия эскадры. Выполнил 40 боевых вылетов. В 1915-1917 гг. руководил Гатчинской авиационной школой, а с мая 1917 г. -возглавил ЭВК. Кавалер ордена Святого Георгия IV ст. и Георгиевского оружия. Во время "гетманщины» командовал авиацией Украины.
В 1919 г. арестован и расстрелян Одесской ЧК (как пишет один из авторов: «...Расстрелян по ошибке»).

Григорашвили (Грегор) Михаил Леонтьевич (06.02.1888-1953
Родился в семье учителя городского училища. По окончании гимназии в Санкт-Петербурге в 1906 г. поступил в столичный Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I. С самого начала обучения учёбы в институте Григорашвили заинтересовался авиацией и был одним из организаторов студенческого воздухоплавательного кружка и редактором издававшегося там журнала «Аэромобиль».
Учителями Григорашвили в области теории и практики авиации и воздухоплава были Н.А. Рынин и М.В. Заустинский. Вместе с ними студент Григорашвили участвовал в 1908 г. в организации ИВАК. В аэроклубе Григорашвили познакомился со многими пионерами российской авиации в том числе с В. Лебедевым и С. Щетининым. Лебедев был его первым лётным инструктором.
Для совершенствования навыков пилотирования Григорашвили был направлен аэроклубом во Францию в лётную школу Пишофа, где в июле 1911г. получил пилотское «бреве» № 577 и стал одним из первых российских лётчиков. По возвращению в Россию Григорашвили получил должность инструктора в лётной школе ИВАК и совершил ряд удачных показательных полётов в городах Прибалтики, Сибири и Украины.
Во время одного из полётов потерпел аварию, после чего вернулся в Петербург для продолжения учёбы. В начале 1913 г. он первым из студентов защитил диплом по авиационной специальности.
С началом Первой мировой войны Григорашвили начал работать инженером на заводе Щетинина, а затем главным инженером на фабр. «Мельцер», где воздушные винты собственной системы «Г» были испытаны на самолётах российского Военно-воздушного флота и оказались по своим характеристикам лучше новейших зарубежных образцов, крупносерийное производство было развёрнуто на заводе «Мельцер" который стал к началу 1917 г. ведущим предприятием промышленность по выпуску воздушных винтов. Во многом, благодаря Григорашвили российская авиация в годы Первой мировой войны не испытывала недостатка в этом виде продукции. Сам инженер последние два года войны одновременно с работой на заводе служил зауряд-офицером в ополченческой автомобильно-авиационной дружине.
После Октябрьской революции Григорашвили некоторое время пытался сотрудничать с новой властью, но вскоре вынужден был покинуть Петроград. Он перебрался в Тифлис, где работал инженером по строительству и эксплуатации дорог в Министерстве путей сообщения Грузии.
С приходом в Закавказье большевиков эмигрировал в США. С 1921 работал конструктором на авиационном заводе «Гэллендет Эркрафт" в штате Род-Айленд, но вскоре переехал в один из центров американской авиации Дейгон на предприятие «Дейтон-Райт». В 1923 г. стал конструктором крупнейшей в Америке авиационной фирме «Кёртис-Райт».
В 1 926 г. принял американское гражданство. В 1934 г. основал свою собственную фирму "Грегор айркрафт». Фирма построила оригинальный лёгкий самолет «GR.-1», но заказы были небольшими, и через два года Григорашвили по приглашению канадской фирмы «Кар энд Фаундри» переехал в Форт-Уильям (провинция Онтарио). Руководство фирмы собиралось наладить там разработку и выпуск самолетов. Оно предоставило Григорашвили возможность реализовать проект своего истребителя. Таким образом. Григорашвили стал одним из основателей канадской авиационной промышленности.
Умер в Трентоне, штат Нью-Джерси, США.

Гульбе Андрей Павлович (1893-1968)
Пилотский диплом ВАК получил в ноябре 1915 года. Прошел стажировку в военной авиационной школе.
Воевал. Проявил себя как умелый разведчик. Революцию не принял. Во время Гражданской войны воевал у Колчака.
После поражения Белого движения Гульбе эмигрировал в Китай, где жил до 1960 года.
Затем перебрался в Брюссель, где и скончалв 13 января 1968 года.

Данилин Павел Феопемтович (1883-?)
Военный лётчик, подполковник. В 1913 году окончил офицерскую школу авиации ОВФ в Севастополе. С декабря 1913 г. лётчик 17-го КАО, с 26 сентября 1916 года его командир. В конце 1917 года-помощник Инспектора авиации Северного фронта. С 29 октября 1918 г. - начальник Псковского Добровольческого авиационного отряда. Дальнейшая судьба неизвестна.

Дацкевич Леонид Андреевич (1883-?)
Родился I февраля 1883 г. в семье полковника в Витебской губернии. Окончил Виленское реальное училище, Киевское военное училище по первому разряду (1904) и офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка в 1910 г., выпущен поручиком.
В 1907 г. он - исполняющий должность батальонного адьютанта Восточносибирского воздухоплавательного батальона. Служил в 2й воздухоплавательной роте, батальоне ОВШ. С 1 апреля 1911 - обучающийся полётам на аэропланах в АО ОВШ.
7 июня 1911 г. Дацкевич выдержал экзамен на звание «пилот-авиатор». 1 октября 1911 г.штабс-капитан Брест-Литовского воздухоплавательного батальона прикомандировывается к постоянному составу АО ОБЩ. Станновится обучающим полётам (инструктором), адъютантом и казначеем АО. В 1912 г. в Варшаве в составе АО участвовал в переучивании летчиков полётам на новых типах аэропланов. В 1913 г. удостоен звания «военный лётчик». С момента переформирования АО в ВАШ - обучающий офицер и казначей ВАШ, заведующий практическими занятиями школы. С 25 сентября 1914 г - командир «Ильи Муромца-4». 19 ноября 1914г откомандирован в действующую армию для проверки авиамоторов. Из командировки вернулся в постоянный состав ВАШ в апреле 1915г. В августе 1915 г. получил чин капитана. В мае 1915 г. на Л. Дацкевича возложено общее руководство по ведению практических занятий и обучению полётам.
В 1917 г. Дацкевич был назначен исполняющим должность заведующего приёмками УВВФ. В том же году ему присвоено звание полковника, а он назначен начальником Тифлисской авиационной школы,
После Революции в ВСЮР, В 1920 г. - председатель приёмной комиссии, член комиссии по организации школы воздушного боя.
В эмиграции в Югославии. Служил в Русском Корпусе.
Награды: ордена Св. Анны III ст., Св. Станислава II и III ч с мечами; медали.

Дитерихс Владимир Владимирович (1891-1951) Родился 3 июля 1891 года в Киеве. Окончил Морской корпус,карабельный гардемарин с 10 апреля 1911 г. 6 декабря 1911 г. он был произведен и мичманы и начал службу на линейном корабле «Император Павел 1». I нчреля 1913 г.-вахтенный офицер на крейсере «Богатырь».
С 15 апреля 1914 г. временно командовал миноносцем №128, с сентября 1914 года - вахтенный начальник на эскадренном миноносце «Достойный»».
В конце 1914 г. добровольно принял должность командира пулеметного взвода в конном подрывном отряде Балтийского флота при кавказской («Дикой») туземной конной дивизии. Будучи прикомандирован к 240-му Ваврскому полку 22 января 1915 года был легко ранен и контужен. С июня 1915 года находился на излечении в царкосельском Особом эвакуационном пункте, а затем был прикомандирован к Морскому Генеральному штабу.
В ноябре-декабре 1915 изучался лётному делу на 2-й авиационной станции Службы связи Балтийского флота.
С 3 ноября приказом по флоту и морскому ведомству зачислен в морские лётчики. 2 декабря 1915 г. назначен в 3-й судовой авиаотряд, а 11 марта 1916г. временно принял командование 1-м судовым авиаотрядом. Произведён в лейтенанты 1 января 1915 г.
Участвовал в многочисленных разведывательных полётах и в воздушных боях. Согласно приказу командующего Балтийским флотом от 30 июня 1917 г. допущен к исполнению должности начальника 3-го воздушного дивизиона 1-й воздушной бригады. 25 августа 1915 года назначен старшим офицером на эсминце «Самсон».
В конце 1917 года был прикомандирован к особому отделу Балтийского флота и числился в нём до 11 марта 1918 года.
В начале 1918 года арестован финскими властями и заключён в тюрьму в Николайштадте. В июне 1918 года был освобожден, и после прибытия в Петроград, приказом по флоту был назначен командиром недостроенного эсминца «Сокол».
Осенью 1918г. в Петрограде и Кронштадте, по инициативе группы морских офицеров, в том числе и самого Дитерихса, была создана тайная военная организация «Великая Единая Россия». Эта организация, прикрываясь кооперативами «Мирный труд», «Заготовитель» и другими, стремились привлечь, главным образом, морских офицеров в свои ряды, с тем, чтобы всячески содействовать Северной добровольческой армии.
23 февраля 1919 года после ареста некоторых членов организации В. Дитерихс, будучи предупрежден, перешёл финскую границу. В ноябре-декабре-1919 года старший лейтенант Дитерихс находился в штабе Севро-Западной армии в распоряжении генерала для поручений Владимирова, с которым он строил планы организации восстания при помощи командира отряда гидроавиации Балтийского флота Б.П. Берга, которого он в своё время привлёк в организацию «Великая Единая Россия».
Вскоре после окончания Гражданской войны старшему лейтенанту Дитерихсу удалось вместе с супругой выехать в Абиссинию, где он служил в качестве военного советника.
В 1930 году он вынужденно покинул Абиссинию и нереехал во Францию. Окончил высшую химическую школу, после чего работал инженером-химиком в одной из ведущих фирм Франции.
Скончался 28 декабря 1951 года и похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.
Награды: ордена Св. Владимира IV ст. с мечами (03.06.1915), Св. Анны IV ст. с надписью «За храбрость», Св. Георгия IV ст. (20.09.191 5) Георгиевское оружие (За бой 22 января 1915 г); За боевые отличия 20.09.1915 г, произведён в старшие лейтенанты.

Дорожинский Станислав Фаддеевич (1879-1961) Родился в Севастополе, Учился в Царском Селе, затем в Морском корусе. Выпущен в 1901 г. Закончил подводные классы и несколько лет прослужил на подводных лодках.
26 июня 1910 г. получил во Франции свидетельство пилота-авиатора (№125), и уже 16 сентября 1910 года совершил полёт над Севастополем, а 10 октября 1910 г. - над морем.
Считается первым военно-морским лётчиком России. Вместе с «шефом» авиации - Великим князем Александром Михайловичем - С. Дорожинский ездит по Европе, выбирая лучшие марки и типы самолётов. Услугами переводчиков они не пользовались так как Дорожинский свободно изъяснялся на пяти языках.
В 1914 г. в чине капитана 2-го ранга Дорожинский командует 2-й воздушной Бригадой Балтийского флота.
После Революции осел во Франции. Стал фермером, основал первый христианский вегетарианский центр «Вега». Всего несколько месяцев не дожил до полёта Ю.Гагарина.

Дубонос Евгений Дмитриевич (?-после 1960)
Окончил Севастопольскую школу авиации в 1913г. Штабс-капитан. Наблюдающий за постройкой самолётов на заводе Щетинина.
После Революции в рядах ВСЮР и Русской Армии. В 1920 г. являлся командиром 2-го авиапарка.
На 18 декабря 1920г. -в 1-й роте Авиационного баталиона Технического полка в Галлиполи. Полковник.
Осенью 1925 г в составе Николаевского инженерного училища во Франции. В эмиграции там же - во Франции.
Умер в Париже.

Дудоров Борис Петрович (1882-11.10.1965)
Родился 10 августа 1882 г. во Владикавказе в семье кадрового военного. Окончил Орловский кадетский корпус. Через четыре roда зачислен в Морской кадетский корпус.
19 мая 1902 г. Дудорова произвели в мичманы и направили в 3й флотский экипаж. Участник Русско-Японской войны. 9 февраля 1904 года, при обороне Порт-Артура получил контузию, но, несмотря на это продолжал оставаться на крейсере «Диана», который участвовал во всех выходах эскадры. С крейсера «Диана» Дудорова перевели на миноносец. «Боевой»
После того как пал Порт-Артур, Б.П. Дудоров оказался в японском плену и провёл в нём целый год. По возвращении на родину весной 1906 года, лейтенанта Дудорова назначили вахтенным начальником на броненосец «Слава». В 1908 г. он участвовал в спасательных работах при землетрясении в Мессине. В 1909 году поступает в Николаевскую морскую академию и параллельно учёбе ведёт преподавательскую работу.
Учёбу в академии закончил в апреле 1912 г. с серебряной медалью. После этого Б.Дудоров начал активно заниматься вопросами развития авиации на флоте. Тот период был характерен бурным развитием самолётостроении и Дудорову поручается организация авиационного дела на морях России.
Первым практическим воплощением планов Дудорова следует считал организацию опытной авиационной станции в Гребном порту, открытие которой состоялось в августе 1912 г, С целью приобретения гидросамолётов Дудоров, к тому времени капитан 2-го ранга, посетил Францию, а затем и Англию. Вскоре после возвращения его назначили председателем комиссии для обсуждения и разрешения всех технических вопросов по авиации Балтийского моря.
Назначенный приказом командующего Флотом Балтийского №189 от 23 сентября 1914 года начальником воздушного района службы связи Балтийского моря, он лично руководил боевыми действиями морскои авиации и обороной о. Эзель. Затем последовательно занимал должности командира учебного судна «Орлица» (переоборудованного в 1915 г. в гидроавиатранспорт), начальника авиационного отдела службы связи.
Велика роль.Б.П. Дудорова и в компании 1916 г., в которой на долю авиации выпало много боевой работы. Именно в тот год, в начале июля, морская авиация Балтики под руководством Дудорова впервые использовалась для подавления вражеской авиации на аэродроме базирования.
В апреле 1916 в возрасте 33 лет, Б.П.Дудоров был произведён в капитаны 1-го ранга, а в декабре его назначили начальником воздушной дивизии Балтийского моря. По вступлении в должность Дудоров стал заниматься подготовкой морской авиации к кампании 1917 года. Б.П. Дудоров принял актвное участие в разработке «Положения о службе морской авиации и воздухошлавания императорского Российского флота», которое было одобрено Николаем II. Много сил капитан 1-го ранга Дудоров приложил и к решению проблемы подготовки лётчиков с учётом специфики их будущей боевой службы. При самом непосредственном участии Дудорова 10 августа 1915 г. в Петрограде, на Гутуевском острове, была открыта офицеерская школа морской авиации. Эта школа была организована для переподготовки морских лётчиков, непосредственно для Балтийского и Черноморского морского флотов с учётом всех особенностей их практической деятельности.
Примечателен и такой факт: не имея специальной подготовки, и не летая в качестве пилота, Б.П.Дудоров за большие труды в деле создания флотской авиации удостоился нагрудного знака «морской летчик», о чём в его послужном списке была сделана следующая запись:
«По высочайшему соизволению в изъятие существующих правил предоставлено право ношения особого нагрудного знака, установленного для морских лётчиков».
После Февральской революции Дудорову пришлось заниматься поддержанием боеспособности флота и восстановлением порядка в нём. I3 июня 1917г. Дудоров вступил в должность первого помощника морского министра. Однако вскоре он подаёт рапорт об освобождении его от должности. 16 сентября 1917 г. следует указ Временного правительства и назначении капитана 1-го ранга Дудорова морским агентом в Японии с одиовременным производством в контр-адмиралы.
Оказавшись на чужбине, контр-адмирал Дудоров продолжал жить активной жизнью. Например, неоспорима его заслуга в создании «Библиотеки русского мирского зарубежья».
В 1923 году Дудоров перебрался из Токио в Сан-Франциско, где долгие годы являлся почётным председателем кают-компании бывших русских морских офицеров.
Скончался Борис Петрович Дудоров 11 октября 1965 года в городке Пало-Алто, недалеко от Сан-Франциско.
Награды: ордена Св. Анны IV ст. с надписью «За храбрость», 1 ст., II ст. с мечами; Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом, III ст. с мечами, Св. Станислава II ст. с мечами; серебряная медаль за участие в Русско-Японской войне 1904-1905 г.

Дыбовский Виктор Владимирович (1884-1940)
Лейтенант флота Дыбовский окончил Севастопольскую авиашколу. 18 апреля 1911 г. (диплом №13). Оставлен при школе инструктором. 6 июня 1911 г. осуществил эксперимент по поиску подводных лодок с воздуха самолёте «Блерио», и одну из них, идущую под водой сфотографировал. Вскоре испытал в полёте радиостанцию.
В 1912 г. совершил перелет Севастополь-Харьков-Москва-Петербург. С 1911 г., не прекращая лётной, занялся конструкторской деятельностью. Вместе с братом Вячеславом. построил оригинальный моноплан «Дельфин».
В 1914 г. Дыбовский разработал схему синхронизатора для стрельбы из пулемёта через винт. Осенью 1915 г, старший лейтенант В. Дыбовский был отозван с фронта и командирован в Русский закупочный комитет, находящийся в Лондоне, где работал приёмщиком военного имущества. Женился на англичанке.
На родину не возвратился.

Жовнер Митрофан Митрофанович (7-1920)
Окончил Тверское кавалерийское училище в 1910 г., а затем в 1915 г. - Севастопольскую авиационную школу. Штаб-ротмистр 12-го гусарского полка. Командир 12-го корпусного авиаотряда. После Революции находился в рядах Добровольческой армии и ВСЮР. В 1919-1919 гг. ротмистр, командир 8-го авиационного отряли Полковник. Погиб в 1920 г. в Крыму.

Заикин Иван Михайлович (1881-1948)
Спортсмен, борец-тяжеловес, многократный чемпион мира. Окончил авиационную школу Фармана (диплом №191 выдан 29.08.1910 г.). Выполнилл большое число показательных полётов на территории России.
20 ноября 1910 года совершил в Одессе полёте писателем А. Куприным в качестве пассажира. Самолёт потерпел аварию. Владельцы самолёта подал на пилота в суд, требуя возмещения стоимости «Фармана». В попытке защитить пилота, А. Куприн написал очерк «Мой полёт».
На этом карьера Заикина была завершена. Ему пришлось вернуться на арену. Революция застала его за границей.
Заикин поселился в Молдавии. Умер 22 ноября 1948 года в Кишинёве.

Зверев Фёдор Трофимович (1890-16.01.1938)
Родился 1 октября 1890 г. в станице Наурской Терской области. Закончил Владикавказское реальное училище, Казанское военное училище И Севастопольскую авиационную школу в 1916 г.
Есаул 1-го Волгского полка терского казачьего войска. Командир 3-го истребительного авиаотряда. Георгиевский кавалер.
В рядах белого движения в составе Донской армии. В 1919 г. - командир 4-го донского самолётного отряда.
В Русской Армии в 6-м авиационном отряде до эвакуации Крыма. Полковник (1920). Эвакуирован на судне «Сцегед».
В эмиграции в Константинополе, с 1923 г. - в Ливане.
Работал механиком, чертёжником во французском генштабе, чиновником городского управления.
Скончался 16 января 1938 г. в Бейруте.



Другие страницы портала XXL3:

Главная
Родословная
Раскулаченные
Белое Дело. Кадеты Из истории русской авиации Могила пилота Руднева



L3HOME       Хибинский мемориал        А.Г. Лермонтов      Кадеты
This page was created by Leonid Lazutin lll@srd.sinp.msu.ru
     last update: 25.07. 2005, 12.07.2012